|
|
     
История минских мотоциклов
|
|
|
Минский мотоциклетный и велосипедный завод (ММВЗ) выпускает легкие дорожные мотоциклы с рабочим объемом двигателя до 125 см ³.
Они отличаются высокой проходимостью, хорошей устойчивостью, неприхотливостью в эксплуатации, небольшим весом и невысокой стоимостью.
Вместе с этим эти мотоциклы, особенно последних моделей, вполне удовлетворяют покупателей своим внешним видом, комфортабельностью, достаточной скоростью и надежностью.
Совокупность таких качеств обусловила широкое распространение минских мотоциклов на всей территории страны. Они с успехом служат для деловых и туристических поездок, удобны для рыбалки и охоты, для отдыха и спорта.
Очень хороши для начинающих водителей и мотоспортсменов. Но особой популярностью пользуются в сельской местности, где их подавляющее большинство.
Производство мотоциклов с маркой ММВЗ было начато в 1951 году.
     6 ноября 1945 года является днем основания завода. Его первые строители - это в основном демобилизованные фронтовики и партизаны. Два небольших полуразрушенных корпуса бывшей фурнитурной фабрики, несколько ветхих пристроек - такое "наследство" досталось создателям первого белорусского мотовелозавода.
     В конце декабря 1945 года на станцию "Восточная" в адрес завода прибыл первый эшелон с оборудованием, вывезенным из Германии.
     В мае 1946 года начал работать первый цех - ремонтно-механический, затем был пущен электротехнический цех. К осени появились первые детали собственного изготовления для первого белорусского велосипеда.
     В июне 1947 года была представлена первая десятка велосипедов, испытания которых проводились на Могилевском шоссе. В сентябре того же года коллегия министерства рассмотрела образец велосипеда В-16 и утвердила его для серийного производства. К концу 1947 года было собрано 6580 велосипедов.
     50-е годы ознаменовали новый этап развития предприятия. Было освоено производство подростковых велосипедов "Орленок" и "Ласточка".
      В 1951 году на Минский велозавод было передано производство мотоциклов М1А (копии DKW RT125)
с Московского мотозавода. Наследники этой машины – легкие 125-кубовые мотоциклы – до сих пор
составляют производственную программу предприятия. Малая цена определяет их популярность в
странах третьего мира, куда и уходит практически вся продукция
     Вначале это был одноместный мотоцикл М1А с неподрессоренным задним колесом и пружинной телескопической передней вилкой.
Цилиндр двигателя с небольшим по сегодняшним понятиям оребрением отливался из чугуна и имел необработанные (литые) продувочные каналы.
На двигателе устанавливался простейший карбюратор К-30 с диаметром диффузора всего лишь 16 мм.
Столь же простой сетчатый воздухофильтр был снабжен заслонкой, при закрытии которой уменьшалось поступление воздуха и обогащалась горючая смесь.
Система электрооборудования включала генератор постоянного тока и аккумулятор. Мотоцикл был снабжен трехступенчатой коробкой передач и открытой цепью главной передачи.
Двигатель развивал мощность 4,25 л.с. при 4500 об/мин. коленчатого вала, что позволяло достигать максимальной скорости 70 км/ч.
     В 1956 г. завод перешел на выпуск модернизированного мотоцикла М1М. На нем уже бала применена маятниковая подвеска заднего колеса с пружинными амортизаторами.
Подвеска была снабжена демпферами, в которых гашение колебаний осуществлялось за счет сухого трения между фрикционными шайбами.
Вместо телескопической использовалась короткорычажная передняя вилка толкающего типа с пружинными амортизаторами.
На М1М впервые было применено электрооборудование, работавшее на переменном токе. Изменился и двигатель. Вместо литых использованы сверленые продувочные каналы цилиндра с алюминиевыми заглушками.
Был установлен новый карбюратор К-55 с диаметром диффузора 20 мм, а так же новая головка цилиндра с несколько повышенной степенью сжатия. Это позволяло повысить мощность двигателя до 5 л. с., а максимальную скорость до 75 км/ч.
Мотоцикл М1М отличался оригинальной формой глубоких сварных крыльев и очень мягкой подвеской, которая, однако, несколько ухудшала устойчивость на плохих дорогах.
      В 1961 г. на смену М1М пришел мотоцикл М-103 на котором снова была установлена телескопическая передняя вилка, но уже с гидравлическими амортизаторами.
Последнее устанавливалось так же и в подвеске заднего колеса. Изменился и капотаж мотоцикла – крылья снова стали профилированными и не такими глубокими, как прежде.
Двигатель и трансмиссия остались неизменными, только вместо сетчатого воздухофильтра был установлен контактно-масляный, значительно улучшивший очистку воздуха.
      Мотоцикл М-104 производство которого было начато в 1964 г., отличался от М-103 двойным седлом и наличием боковых облицовок.
Трансмиссия и ходовая часть практически не изменились, а мощность двигателя возросла до 5,5 л. с. За счет увеличения степени сжатия у установки модернизированного карбюратора К-55Д.
      В конце 1967 года завод приступил выпуску мотоцикла М-105.
На нем был установлен новый двигатель, ставший базовым для последующих моделей минских мотоциклов. Применение чугунной гильзы, залитую в алюминиевую рубашку цилиндра, установка нового карбюратора К-36М и нового глушителя позволило поднять мощность до 7 л. с. при 5500 об/мин. коленчатого вала, а максимальную скорость повысить до 80 км/ч.
Была установлена новая четырехступенчатая коробка передач, а цепь главной передачи стала закрываться штампованными кожухами и резиновыми чехлами.
На М-105 впервые был установлен стоп-сигнал, а также лампа подсветки спидометра. Рама была несколько усилена, однако остальные узлы ходовой части и капотажа практически не изменились.
      В 1971 г. начато производство модернизированного мотоцикла М-106, мощность двигателя которого была поднята до 9 л. с. за счет лучшего наполнения цилиндра, применения нового глушителя и карбюратора К-36С с диаметром диффузора 24мм.
Повышение мощности и увеличение максимальной скорости до 85 км/ч потребовало дальнейшего усиления рамы и замены подшипников колес с № 201 на № 202. Изменился и бензобак – он приобрел более современную форму и стал вмещать 12 л топлива.
На мотоцикле М-106 впервые был установлен багажник, который отныне стал обязательной принадлежностью минских мотоциклов.
      Мотоцикл ММВЗ-3.111, к выпуску которого завод приступил в1973 году, отличался от своего предшественника целым рядом конструктивных параметров.
Была повышена мощность двигателя до 9,5 л.с., что увеличило максимальную скорость до 90 км/ч. Установлены новые шины (3.00 – 18”), алюминиевые ступицы, бумажный воздухофильтр и центральный переключатель света. На мотоцикле 3.111 впервые были установлены указатели поворотов.
Более современным стал внешний вид мотоцикла, чему способствовала ликвидация облицовок, а также оригинальные формы нового бензобака, инструментальных ящиков и крышек картера двигателя.
Новая принятая маркировка мотоцикла обозначает:
     ММВЗ – завод изготовитель;
     3 – класс мотоцикла (до 125 см ³);
     1 – тип мотоцикла (дорожный);
     11 – заводской номер модели.
      Начиная с 1976 г. завод выпускает мотоцикл ММВЗ-3.115. Он отличается от своего предшественника новым глушителем, измененной форой, измененной установкой центрального переключателя и спидометра.
Мощность двигателя возросла до 11 л.с., а максимальная скорость увеличилась до 95 км/ч. С 1977 г. на нем устанавливается электронное зажигание и карбюратор К-62С.
      В 1986 году завод начинает выпускать мотоцикл ММВЗ-3.112.11. Основными отличиями является новая форма бензобака, цилиндра, спидометра, центрального переключателя света, появляется руль с поперечной перекладиной, новая форма картеров двигателя, поднятое крыло, новый тип сиденья, измененная передняя и задняя фара, все электрооборудование становится 12-ти вольтовым, частично изменяется багажник, устанавливаются новые покрышки.
Мощность мотоцикла возрастает до 11,5 л.с., а максимальная скорость до 98 км/ч. Устанавливается индийский карбюратор Mikarb.
Значительно улучшает комфортабельность мотоцикла.
      Дорожный мотоцикл ММВЗ-3.1131.
Существенные изменения внесены в конструкцию двигателя, благодаря чему улучшились динамические качества мотоцикла, увеличились экономичность и долговечность, снизился общий шум в работе.
Рама дуплексного типа позволила увеличить жесткость экипажной части, устойчивость на дороге. Улучшена плавность хода мотоцикла за счет применения новой конструкции передней вилки со скользящей трубой из алюминиевого сплава и однотрубных, газонаполненных амортизаторов. В передней и задней подвеске увеличены хода, усовершенствована клапанная система.
Улучшена конструкция подшипникового узла рулевой колонки.
      ДОРОЖНЫЙ МОТОЦИКЛ ММВЗ-3.1135 "ЛИДЕР"
      Как видно из краткой исторической справки, минские мотоциклы сохраняют тесную преемственность и отличаются очень широкой взаимозаменяемостью.
В то же время они постоянно совершенствуются – увеличивается мощность двигателя, улучшается комфортабельность, повышается надежность и долговечность.
|
|
DMV studio
Copyright © 2004 |
|
|
|
| |