Люди часто не имеют
представления, насколько опасны и вредны проявления статического электричества
при работе с диэлектрическими легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ), а также
при носке одежды из материалов, способных наэлектризовываться и накапливать
электрические заряды. Заряды накапливаются при носке одежды из хим.волокон
(синтетики) или контакте с наэлектризованными материалами (например, тарой) и
посредством электростатической индукции.
Если человек носит обувь с непроводящей
подошвой (каучук, резина, пластмасса), то заряды статического электричества
будут накапливаться на одежде и теле, а потенциал человека относительно земли
может возрасти до десятков киловольт. Опасный фактор: человек, как правило, не
чувствует, что наэлектризован, до достижения величины заряда в 25 кВт. При этом
электрическая энергия, накопленная им, может достичь 50 мДж. Это более чем в 100
раз превышает минимальную энергию, необходимую для поджигания бензина и ЛВЖ. То,
что это возможно и небезопасно, можно видеть на примерах несчастных случаев,
произошедших при проведении различных операций.
- Водитель, стоя на деревянной решетке, тканью, смоченной растворителем, мыл
резиновые прокладки. Когда он близко поднес руку к металлическому валу, возник
статический разряд, и пары растворителя воспламенились. Тело человека
наэлектризовалось при трении ткани о резиновые поверхности.
- Во время заполнения 20-литровой полиэтиленовой канистры бензином
(применялся шланг с наконечником) воспламенились пары бензина. Это произошло в
тот момент, когда водитель приблизил руку к канистре.
- Подобные случаи зарегистрированы при стирке рабочей одежды, ее
обезжиривании в различных растворителях (циклогексане, эфирах, бензине).
В описанных и подобных
им случаях воспламенение происходило оттого, что на человеке накапливались
заряды статики, потенциал его тела возрастал, и когда он подносил руку к
металлическим частям, происходил статический искровой разряд с энергией,
достаточной для поджигания паровоздушных горючих смесей.
Может быть и так, что наэлектризованной
окажется изолированная (незаземленная) металлическая тара или воронка, и при
поднесении к ним руки человека произойдет искровой разряд, который вызовет
воспламенение. Это происходит оттого, что потенциал тела человека ниже
потенциала изолированного предмета (в физике есть такой термин - "разность
потенциалов").
Правила техники
безопасности указывают, что не следует носить одежду, способную
наэлектризовываться. В целях безопасности водителям также рекомендуется
использовать антистатическую обувь. Нельзя пользоваться тарой из диэлектрических
пластмасс, а все металлические емкости и приспособления должны быть
заземлены.
Ясно, что
эти условия почти невыполнимы, но, чтобы не надеяться на авось, просто следует
использовать антистатик, или, при выполнении работс ЛВЖ, сначала "разрядиться"
прикоснувшись к какой-нибудь трубе, уходящей в землю или штырю заземления.
Кроме того, не нужно
забывать, что наши железные кони бегают на резиновых "копытах", которые не
проводят электричество. "Разряжаться" они практически не могут (только если
через поджножку или боковой упор, да и то вряд ли), поэтому при прикосновении к
металлическим частям мотоцикла, за исключением руля (так как ручки руля обычно
изготовлены из резины, а сам руль, например у мотоциклов "ИЖ", установлен на
резиновых втулках), может произойти электрический разряд. Это говорит о том, что
карбюраторы, топливные шланги, краны и бензобаки мотоциклов необходимо содержать
в чистоте и не допускать течи топлива, которое может воспламениться.