Главная передача состоит из ведущей и ведомой зубчаток (последняя является одновременно тормозным барабаном заднего колеса), а также роликовой цепи, защитных чехлов и кожухов.
Главная передача мотоцикла ММВЗ-3.11211. Для передачи крутящего момента от вторичного вала коробки передач к заднему колесу использована цепь ПР-12.7-1820-2. Цепь входит в зацепление с ведомой звездочкой, имеющей 43 зуба и соединенной со ступицей звездочки четырьмя болтами М8 длиной 22 мм.
Главная передача мотоцикла ММВЗ-3.1121 отличается от главной передачи мотоцикла ММВЗ-3.11211 тем, что в ней установлена ведо-
Главная передача:
1 - верхний кожух; 2 - нижний кожух; 3 - винты крепления; 4 - металлическая лента; 5 - чехол; 6 - правильная установка пружинной пластины замочного звена (разрезом в сторону, противоположную направлению движения цепи); 7 - направление движения цепи; 8 - цепь; 9 - картер; 10 - место контроля натяжения цепи
мая звездочка с числом зубьев 42. Крепление звездочки к ступице осуществлялось шестью болтами М8 длиной 22 мм. Основное отличие главной передачи мотоцикла ММВЗ-3.115 и машин более раннего выпуска от главной передачи мотоциклов ММВЗ-3.112 и последующих моделей заключается в том, что ведомая звездочка устанавливалась на ступице колеса, причем она была выполнена заодно с барабаном заднего тормоза.
Кожух цепи имел разъем в горизонтальной плоскости и крепился посредством винтов М5 на диске заднего тормоза. Такое решение ставило проблему защиты заднего тормоза от попадания в него смазочного масла с цепи и ведомой звездочки.
Разборка и сборка. Для снятия цепи (без снятия заднего колеса) следует отпустить гайки и контргайки серег натяжения цепи и, ослабив гайку оси заднего колеса, подать его до упора вперед. Затем отвернуть винты крепления кожухов и развести их вверх-вниз, не снимая резиновых чехлов. Поворачивая колесо, подвести замок цепи в образовавшееся открытое пространство и снять его, разведя отверткой пружинную пластину. Закрепив к последнему звену мягкую проволоку (лучше старую цепь), вытянуть цепь так, чтобы проволока заняла ее место в чехлах - это намного облегчит последующую сборку.
Для установки цепи необходимо снять правую крышку картера, с помощью проволоки протянуть цепь через чехлы, сразу надевая ее на ведущую зубчатку, соединить оба конца на ведомой зубчатке и установить замочное звено. При этом пружинная пластина замка обязательно должна находиться снаружи и быть направленной разрезом в сторону, противоположную движению цепи (рис. 2.50). Установив цепь, следует закрепить половины кожуха (при этом верхняя должна охватывать нижнюю), а затем отрегулировать натяжение цепи.
При разборке главной передачи мотоцикла ММВЗ-3.11211 и его ближайших предшественников (мотоциклов ММВЗ-3.1121 и ММВЗ-3.112) при снятом заднем колесе работы желательно выполнять в такой последовательности. Очистить наружные поверхности правой части картера двигателя, правой крышки картера, резиновые чехлы и кожуха защиты ведомой звездочки. Снять стальную стяжную ленту верхнего чехла. Снять чехол с верхнего раструба кожуха и крышки, сместить в сторону двигателя освободившийся конец чехла. Снять чехол с верхнего раструба кожуха и крышки, сместить в сторону двигателя освободившийся конец чехла. Поворачивая ступицу ведомой звездочки, подвести в свободную от чехла зону соединительное звено цепи. Зафиксировать на цепи при помощи отвертки или другого подобного предмета свободный торец верхнего чехла. Снять пружинную пластину («защелку») соединительного звена цепи. Затем снимают наружную пластину соединительного звена и внутреннюю пластину с осями. Потянув ветвь цепи, соединенную с ведущей звездочкой, извлечь цепь из чехлов так, чтобы ее свободный конец не упал на землю. Снять стяжную ленту нижнего чехла. Снять чехол с нижнего раструба, образованного кожухом и крышкой. Отвернуть четыре гайки М5 стяжных винтов кожуха, снять пружинные шайбы и извлечь винты. Снять крышку кожуха. Отвернуть гайку полуоси (резьба правая), сместив весь набор деталей в сторону заднего колеса, вывести полуось из паза маятника. Снять с полуоси кожух, опорную шайбу и распорную втулку.
При разборке муфты ведомой звездочки отогните закраины стопорных пластин. Вывернуть четыре (или шесть - на моделях, выпущенных раньше) болта, снять пластины, рассоединить ступицу звездочки и звездочку. Извлечь из проточки ступицы стопорное пружинное кольцо и защитный колпачок, извлечь из подшипника полуось, извлечь подшипник из ступицы.
Для демонтажа ведущей звездочки главной передачи снять правую крышку двигателя, извлечь из крышки коробки передач чехлы цепи. Извлечь шток механизма выжима сцепления. Отогнуть стопорную шайбу от гайки звездочки, включив первую передачу в КП. Отвернув гайку звездочки (резьба левая), снять звездочку со шлицев вторичного вала.
Регулировка. Чтобы отрегулировать натяжение цепи, нужно установить на мотоцикл на подставку и при помощи серег выставить колесо так, чтобы в месте выхода верхней ветви цепи из чехла ее колебание составляло 20-25 мм. (Если мотоцикл стоит не на подставке, а на колесах, то эта величина будет равна 15 - 20 мм). При нажатии на цепь сверху пальцем руки, она не должна доходить до резинового чехла на 2 - 3 мм или слегка касаться его. Тугое натяжение вызывает ускоренный износ цепи, подшипника и бронзовой втулки вторичного вала и может привести к поломке валов КП или разрыву цепи. Слабое натяжение вызывает ускоренный износ резиновых чехлов и может привести к спадению цепи с зубчаток, с последующим заклиниванием ее между ведущей звездочкой и картером, и поломке последнего. После регулировки цепи
необходимо затянуть гайку оси колеса, проверить регулировку свободного хода педали тормоза и выключателя стоп-сигнала.
При регулировке натяжения цепи особое внимание нужно обратить на правильность установки заднего колеса (см. рис. 2.51), чтобы не допустить перекоса, который резко ухудшает устойчивость мотоцикла на скользкой или песчаной дороге и при торможении. Кроме того, перекос колеса вызывает ускоренный износ цепи и звездочек и способствует спаданию цепи. Уход за цепью главной передачи заключается в регулярной и обильной смазке ее литолом. Смазку производят не снимая цепи с мотоцикла - сняв правую крышку, смазывают верхнюю сторону нижней ветви и прокручивают колесо. Раз в сезон цепь следует тщательно промыть в керосине и проварить в графитной смазке или в литоле. Проварку можно заменить тщательной смазкой цепи в автоле с перегибанием звеньев.
Одновременно с цепью следует смазывать и чехлы. Рекомендуется раз в сезон промывать их в бензине с целью удаления осевшей там грязи и пыли.
Неисправности и ремонт. Самой распространенной неисправностью является износ звездочек, цепи и чехлов. При нормальной эксплуатации он наступает после пробега 12-15 тыс. км. Износ звездочек легко определить внешним осмотром по степени заострения зубьев, а износ (вытяжку) цепи - измерив ее длину без замочного звена (см. табл. 2.4). Если длина цепи превышает нормальную более чем на 40 мм, ее следует заменить.
Степень износа цепи также можно определить, оттягивая ее от новой ведомой звездочки (рис. 2.52) - если цепь значительно оттягивается, то ее пора заменить.
Неисправности главной передачи и способы ее устранения:
невозможность регулировки натяжения цепи вследствие удлинения. Вытяжку (удлинение) цепи определяется по характерному шуму в полости левой крышки или путем осмотра. Нормальная цепь должна иметь прогиб верхней ветви не более 20 мм при умеренном нажатии пальцем руки. Неисправность устраняется заменой цепи, в противном случае наступает интенсивный износ ведомой звездочки и возможен обрыв цепи в дороге. Нужно заменить или укоротить цепь, выбросив два звена;
проскакивание цепи на зубчатке, сопровождающееся характерным звуком и рывками мотоцикла. Причина - износ звездочек, которые следует заменить. Если неисправность произошла в пути, то чтобы добраться до гаража, необходимо потуже натянуть цепь, выбросив при необходимости два звена;
<<< Предыдущая Следующая >>>