PAЗДEЛЫ
История
Характеристики
Ремонт
Сравнения
Coвeты
Фото
Объявления
Куплю - Продам
Для компа
Ссылки
О сайте
 CBЯЗЬ
Гостевая книга
E-mail

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ


Коробка передач состоит из первичного 3, вторичного 8, промежуточного 26 валов. Они представляют собой валы-шестерни и пять отдельных шестерен - 4; 7; 27; 28; 29. Первичный вал 3 вращается в шариковом подшипнике 1 (№ 203) и в бронзовой втулке вторичного вала, промежуточный вал - в двух подшипниках 25 (№ 201). Шестерни 4, 27 и 29 свободно вращаются на валах, остальные жестко связаны с валами посредством шлицев. На торцах вторичного вала и четырех шестернях имеются кулачки, а на ведомой шестерне 29 первой переда-


Коробка передач:
1 - подшипник; 2 -вал первичный в сборе с шестерней II переда­чи; 3 - вал первичный;4 - шестерня II переда­чи; 5 - шайба упорная;6 - кольцо; 7 - шестерня подвижная; 8 - вал вто­ричный; 9 - подшипник 104; 10 - прокладка;11, 12 - шайбы регули­ровочные; 13 - проклад­ка; 14 - манжета;15 - корпус сальника;16 - корпус сальника с манжетой; 17 - кольцо распорное; 18 - звездоч­ка ведущая главной пе­редачи; 19 - шайба за­мочная; 20 - сальник;21 - гайка специальная;22 - гайка специальная с резиновым сальником; 23, 24 - шайбы регулировоч­ные; 25 - подшипник 201; 26 - вал промежуточный; 27 - шестерня III передачи;28 - шестерня подвижная; 29 - шестерня 1 передачи; 30 - вал промежуточный с шестерней III передачи; 31, 32 - кольца стопорные

чи - окна. Эти кулачки и окна служат для жесткого соединения свобод­но вращающихся шестерен с валами при включении передач.Подвижные шестерни перемещаются двумя вилками. Вилка 13 (рис. 2.46) двигает шестерню 12 первичного вала, включая и выключая вторую и четвертую передачи, вилка 2 (более длинная) - шестерню 23 промежуточного вала, включая и выключая первую и третью переда­чи. Схема включения передач показана на рис. 2.46. Шестерни, отме­ченные знаком X, вращаются вместе с валом, остальные - свободно вра­щаются на них. На рис. 2.46, Н показано нейтральное положение КП. Для включения I передачи педаль переключения перемещается вниз. При этом вилка 2 (рис. 2.46) перемещается по оси 1, передвигая влево шес­терню 23, кулачки которой входят в окна шестерни 3.


Рис. 2.46. Схема работы коробки передач:
1 - ось вилок; 2 - вилка переключения I и III передачи; 3 - шестерня I переда­чи промежуточного вала Z=29; 4 - промежуточный вал; 5 - подшипник проме­жуточного вала; 6 - шток выключения сцепления; 7 - первичный вал; 8 - под­шипник первичного вала; 9 - шестерня первичного вала 7=12; 10 - шестерня первичного вала 7=17; 11 - стопорное кольцо; 12 - шестерня первичного вала подвижная 7=20; 13 - вилка переключения II и IV передачи; 14 - шестерня вто­ричного вала 7=23 (вторичный вал); 15 - подшипник вторичного вала; 16 - ведущая звездочка главной передачи; 17 - гайка эубчатки (специальная); 18 - распорная втулка; 19 - подшипник промежуточного вала; 20 - шестерня промежуточного вала 7=19; 21 -стопорное кольцо; 22- шестерня промежуточ­ного вала 7=21; 23 - шестерня промежуточного вала подвижная 7=25; А - пер­вая передача; Б - вторая передача; В - третья передача; Г - четвертая передача; Н - нейтральное положение подвижных шестерен; <=> - направление передвиже­ния подвижных шестерен при переключении передач; Х - шестерни, вращаю­щиеся заодно с валами

A вилка 2 выводит подвижную шестерню 23 из зацепления с шестерней 3, а вилка 13 перемещает подвижную шестерню 12 влево, вводя ее в за­цепление с шестерней 10. Крутящий момент при этом передается по схеме 2.46, Б.

При включении IV передачи (педаль перемещается вверх) подвиж­ная шестерня 23 выходит из зацепления с шестерней 22, а подвижная шестерня 12 входит в зацепление с шестерней 14. Крутящий момент пе­редается по схеме 2.46, Г.

Разборка и сборка коробки передач может быть произведена без снятия двигателя с мотоцикла. Для этого мотоцикл нужно положить на левую сторону, снять правую крышку картера и извлечь шток сцеп­ления. Подав вперед заднее колесо, отвернуть гайку вторичного вала и снять звездочку вместе с цепью, не разъединяя ее. Очистив от грязи крышку КП, отвернуть восемь винтов Мб и осторожно, чтобы не по­вредить прокладку, съемником (рис. 2.47), как показано на рис. 2.48, снять крышку КП вместе с вторичным валом. При отсутствии съемника крыш­ку можно снять вручную, постукивая по ней рукояткой молотка.

Вынуть из картера ось вилок и подвижную шестерню первичного вала с ее вилкой. Извлечь промежуточный вал, подвижную шестерню промежуточного вала с ее вилкой и шестерню первой передачи. Чтобы не перепутать при сборке вилки переключения, запомните их разли­чия: вилка и переключения I и III передач несколько больше по разме­рам. Если нужно заменить первичный вал или шестерню второй пере­дачи, вал выпрессовывают из подшипника со стороны сцепления, ко­торое предварительно необходимо разобрать и снять с вала вместе с моторной передачей.


Рис. 2.47. Съемник для демон­тажа крышки КП:а - съемник в сборе; б - травер­са съемника

Вторичный вал можно выпрес-совать из крышки КП без снятия корпуса сальника, простукивая ру­кояткой молотка по торцу вторич­ного вала. Если же придется сни­мать корпус сальника, особое вни­мание обратите на то, чтобы не потерять регулировочные шайбы подшипников вторичного и проме­жуточного валов, а также картон­ную уплотнительную прокладку, установленную между распорной втулкой и подшипником вторич­ного вала.


Рис. 2.48. Демонтаж крышки КП

При сборке КП придерживайтесь такой последовательности. Установите в левую половину картера основание с диском переключения передач в сборе так, чтобы шарик фиксатора попал в крайнюю лунку (I передача), а остальные пять лу­нок были видны со стороны крышки КП. После этого закрепите осно­вание тремя винтами и тщательно закерните их головки (можно пред­варительно покрыть резьбовую часть винтов нитрокраской, чтобы предотвратить их самоотворачивание). Далее запрессуйте первичный вал с шестерней II передачи в сборе в подшипник левой половины кар­тера до упора в зубчатый венец. Затем, утопив обе собачки, установите вал переключения передач до упора в колпачок возвратной пружины;

при этом концы пружины должны охватывать отогнутый ус основа­ния. Шестерню I передачи положите гладкой стороной к крышке КП, совмещая ее центральное отверстие с отверстием в подшипнике. Под­вижную шестерню промежуточного вала с вилкой установите так, что­бы ее кулачки зашли в окна шестерни I передачи. При этом шип вилки должен быть обращен к шестерне I передачи, а усы вилки и кольцевая канавка шестерни - в сторону крышки КП. Установите промежуточ­ный вал, продев его через отверстия шестерен, в подшипник. Подвиж­ная шестерня первичного вала с вилкой должна быть установлена так, чтобы шип вилки и канавка шестерни были обращены в сторону крыш­ки КП. Ось вилок проденьте (ступенькой вниз) через отверстие вилок переключения, одновременно устанавливая шипы вилок в пазы диска переключения передач. При этом подвижная шестерня первичного вала должна зависать на вилке. Проверьте посадку промежуточного вала и оси вилок, смажьте посадочные места валов литолом и установите крышку КП со вторичным валом. Если не удается сразу совместить два вала (ось вилок и промежуточный вал) с отверстиями в крышке КП, покачайте крышку из стороны в сторону, а также используйте спицу или другой тонкий предмет, продевая их в щель между крышкой и кар­тером, чтобы «помочь» оси вилок занять правильное положение. Слег­ка постучав ручкой молотка по крышке и убедившись, что она села на место (нет зазора между крышкой и картером), затяните винты. Для установки необходимого осевого зазора предусмотрен регулировочный винт с контргайкой в крышке коробки. Ослабив контргайку, заверните винт до упора, затем отверните его на 1/4 - 1/2 оборота и, удерживая отверткой, затяните контргайку.

Устройство механизма переключения передач показано на рис. 2.49. В него входят: педаль 18, валик с корпусом 14 и двумя подпружиненны­ми собачками 8 и 10. Они заходят за выступы диска переключения пе­редач 5, поворачивая его на определенный угол. На торцовой поверх­ности диска расположено шесть лунок, куда входит шарик фиксатора 6, запрессованного в левую половину картера, стопоря диск в соответ­ствующем положении. Четыре из этих лунок служат для фиксации пе­редач, а две остальные (более мелкие, между лунками I и II, а также III и IV передач) - для фиксации нейтрального положения. Диск переклю­чения передач установлен на оси, приваренной к основанию. Его ото­гнутый ус удерживает возвратную пружину 15, а два упора ограничи­вают поворот корпуса собачек при переключении передач. Основание крепится к бобышкам левой половины картера тремя винтами 4.

Механизм переключения передач разбирается в следующем поряд­ке. Снимите педаль 18 (см. рис. 2.49) с валика переключения и, утопив пальцами обе собачки, выньте вал с корпусом собачек, возвратной пру­жиной и колпачком. Отвернут три винта крепления основания, сними­те его вместе с диском. Если необходимо извлечь из корпуса пружину или собачку, утопите последнюю до совмещения головки штифта с от­верстием в корпусе и извлеките штифт.


Рис. 2.49. Механизм переключения передач:
1 - вилка I и III передач; 2 - ось вилок; 3 - вилка II и IV передач; 4 - винт; 5 - диск переключения передач; 6 - контакт нейтральной передачи; 7 - фиксатор; 8 - корпус; 9 - валик; 10 - пружина; 11 - собачка верхняя; 12 - штифт собачки; 13 -собачка нижняя: 14- контргайка: 15- винт; 16 - корпус в сбо­ре; 17 - пружина возвратная; 18 - колпачок пружины; 19 -болт крепления педали; 20 - педаль переключения передач; 22 - валик резиновый

Неисправности коробки передач

Передачи не включаются или не выключаются. Причин может быть несколько. Если педаль переключения передач при попытке включе­ния свободно перемещается вверх и вниз до упоров без характерных щелчков и возвращается в исходное положение - значит, заклинило в корпусе одну из собачек, и она не достает до выступа на диске. Чтобы освободить собачку, нужно извлечь валик переключения передач, уто­пить застрявшую собачку до совпадения головки штифта с отверстием в корпусе, вынуть сначала штифт, а затем собачку с пружиной. Тща­тельно промойте и удалите грязь из гнезда, соберите узел в обратном порядке. Перед сборкой проверьте состояние рабочей поверхности со­бачек. Поверхность скоса должна быть гладкой, а заостренный конец -ровным, без сколов. При необходимости его можно восстановить на­плавкой сормайтом с последующей слесарной обработкой, предусмот­рев на остром конце закругленные небольшим радиусом (R = 0,5 мм) во избежание выкрошивания при работе. Смените масло и тщательно промойте картер коробки передач керосином. Передачи могут не вклю­чаться из-за ослабления винтов крепления основания. Их необходимо затянуть и закернить.

Передачи включаются туго, нечетко, иногда со второй - третьей по­пытки, порой самовыключаются, а иногда очень плохо выключаются. Причина неисправности - ослабление крепления основания или наличие осевого люфта вала переключения. Чтобы отрегулировать люфт, отпус­тите контргайку, заверните регулировочный винт на крышке КП до упора и отпустите его на 1/4 - 1/2 оборота, после чего заверните контргайку.

Самовыключение III передачи. Наиболее вероятной причиной явля­ется появление осевого люфта промежуточного вала. Снимите корпус сальника и оправкой (наружный диаметр 31 мм) допрессуйте подшип­ник промежуточного вала до упора. Образовавшийся зазор между под­шипником и торцом крышки коробки заполните регулировочными шайбами заподлицо с крышкой или ниже торца на 0,1 - 0,2 мм. Плотно уложенные шайбы ни в коем случае не должны выступать над торцом крышки.

Самовыключение IV передачи. Причина - осевой люфт вторичного вала. Нормальный люфт составляет 0,1 - 0,3 мм. Повышенный люфт вторичного вала необходимо устранять сразу же после его обнаруже­ния, так как это может привести к скалыванию кулачков шестерен и износу вилки. Неисправность устраняется установкой шайб между под­шипником вторичного вала и корпусом сальника. Если же осевой люфт отсутствует, то самовыключение происходит из-за неисправности ме­ханизма переключения или из-за сколов на кулачках шестерен. Сколо­тые кулачки шестерен можно отремонтировать путем снятия слоя ме­талла с рабочих поверхностей кулачков. При этом снимайте одинако­вый слой металла со всемх трех кулачков, чтобы обеспечить их одно­временное прилегание к кулачкам сопрягаемой шестерни. Однако от­ремонтированные таким образом шестерни недолговечны, так как с ку­лачков удаляется твердый закаленный слой металла, обнажая мягкую сердцевину.

Ненадежная фиксация включенной передачи, «проскакивание» пере­дач при переключении. Причина - ослабление или поломка пружины фиксатора. Неисправность можно устранить заменой пружины более жесткой или подложив под старую пружину шайбу. Можно несколько углубить лунки на диске переключения.

Передача включается только в результате удара по педали, а вык­лючение передачи (особенно установка нейтрали) затруднено. Неисп­равность объясняется неполным выключением сцепления.

Люфт педали переключения передач при полной затяжке стяжного болта. Необходимо ножовкой или тонким плоским напильником рас­ширить паз и болтом плотно стянуть рычаг. Неисправность можно ус­транить также установкой штифтов (рис. 2.43).

Поломка вилок, зубьев шестерен и т.д., устраняется путем замены деталей. Однако встречаются они крайне редко и вызываются грубым нарушением правил эксплуатации. В нормальных условиях эксплуата­ции коробки передач минских мотоциклов служат обычно очень долго и обеспечивают пробег мотоцикла 50 - 60 тыс. км и более.

<<< Предыдущая Следующая >>>

DMV studio
Copyright © 2004

 КОНФЕРЕНЦИЯ
 ФОТО-ХРОНО

M1A

  M-103  

M-105 

MMVZ-3.115 

MMVZ-3.112.11 

MMVZ-3.11.35  

WHAT NEXT?

  КНОПКА

поставь
кнопку MINSK MOTO себе на сайт



 БАННЕРЫ
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: minskmoto@yandex.ru
Хостинг от uCoz